СПОСОБЫ ВЗЛЕТА ВЕРТОЛЕТА
Как известно, на вертолетах в отличие от самолетов можно взлетать несколькими способами: без разбега вертолета по земле—взлет по вертикали, с разбегом по земле и с разгоном вертолета в зоне влияния «воздушной подушки». Выбор способа взлета вертолета зависит от располагаемой мощности двигателя, размеров площадки, с которой производится взлет, а также от наличия препятствий вокруг нее.
Взлет по вертикали производится с площадки ограниченных размеров с препятствиями вокруг нее или при наличии значительных уклонов. В этом случае мощность двигателя должна быть достаточна для набора по вертикали высоты около 8—10 м выше препятствий. Необходимость набора такой высоты по вертикали, когда вокруг площадки имеются значительные уклоны, вызвана тем, что если не набрать высоту, превышающую зону «воздушной подушки», и перейти в горизонтальный полет, то вертолет «просядет». При этом в случае недостаточного избытка мощности двигателя вертолет может удариться о землю.
Взлет вертолета по второму способу осуществляется тогда, когда площадка позволяет производить разгон вертолета в зоне. влияния «воздушной подушки». Для этого мощность двигателя должна быть достаточной для подъема вертолета на высоту не менее 1,5 м.
При взлете вертолета с разбегом по земной поверхности с последующим отрывом и набором высоты по сравнению с двумя другими способами взлета требуется наименьшая мощность двигателя.
При взлете с ограниченных площадок одновинтовых вертолетов действия рычагом «шаг—газ» должны быть плавными, так как в зависимости от изменения положения рычага «шаг—газ» изменяется балансировка вертолета. Чем более резко изменяется положение рычага «шаг—газ», тем интенсивнее изменяется и балансировка вертолета.
Чтобы сохранять необходимое положение вертолета в пространстве, летчик вынужден вмешиваться в управление, и если балансировка вертолета нарушается резко, то летчик может не справиться с управлением, и вертолет ударится *о препятствия. Кроме того, следует учитывать направление ветра над препятствием: нужно, чтобы вертолет обдувался ветром спереди.
При резком взятии рычага «шаг — газ» на себя, помимо
разбалансировки вертолета, возможно излишнее увеличение общего шага несущего винта, которое в начальный момент вследствие инерции лопастей несущего винта приведет к увеличению его тяги и подъему вертолета, а в последующем — к уменьшению тяги и снижению вертолета. Снижение вертолета объясняется уменьшением тяги несущего винта по причине несоответствия приемистости двигателя увеличению шага лопастей. При резком взятии рычага «шаг—газ» на себя увеличение шага лопастей происходит быстрее увеличения оборотов двигателя, вследствие чего несущий винт становится «тяжелым», что приводит к падению тяги. Парирование начавшегося снижения вертолета зависит от четких и грамотных действий летчика. Некоторые летчики допускают, если можно так выразиться, инстинктивную ошибку — снижение вертолета пытаются прекратить дальнейшим увеличением общего шага несущего винта, беря рычаг «шаг—газ» на себя. Но это еще более затяжеляет несущий винт. В этом случае летчик должен быстро, но незначительно уменьшить общий шаг несущего винта и, после того как обороты двигателя придут в соответствие с оборотами несущего винта, взять рычаг «шаг—газ» на себя, чтобы увеличить тягу до необходимых величин.
большей скоростью снижается с последующим грубым приземлением.
При посадках вертолета на площадки, имеющие уклон, следует прежде всего оценить величину уклона (допустимая величина уклона площадки при посадке вертолета под уклон не более 6°, на уклон — не более 8° и поперек уклона— не более 3—4°). Произведя посадку, не нужно резко уменьшать шаг несущего винта и газ двигателя, так как может случиться, что из-за большого уклона вертолет будет опрокидываться и для его парирования потребуется дополнительная тяга несущего винта. При резком уменьшении шага несущего винта и газа двигателя вертолет может опрокинуться, так как в этом случае для его парирования времени может не хватить.